Итоги и резолюция первого Форума непедагогических работников
С 28 по 30 октября 2019 года в г. Ульяновске состоялся Первый всероссийский форум непедагогических работников по вопросам формирования системы профессионального роста педагогов дополнительного образования детей и привлечению непедагогических работников в систему дополнительного образования детей (далее – Форум).
В Форуме приняли участие представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих свою деятельность в сфере дополнительного образования детей, представители организаций дополнительного образования детей, представители образовательных организаций общего, профессионального и высшего образования, непедагогические работники системы дополнительного образования детей, представители общероссийских общественных и общественно-государственных организаций, представители СО НКО.
Программа Форума включала пленарные заседания, «круглые» столы по тематике Форума, стратегические сессии по вопросам формирования системы профессионального роста педагогов дополнительного образования детей и привлечению непедагогических работников в систему дополнительного образования детей и презентации регионального опыта, встречи с федеральными спикерами.
Благодарим всех участников Форума за активную работу. Резолюция Форума сформированная участниками по итогам работы, направлена в Министерство просвещения РФ.



Первый Всероссийский форум непедагогических работников


28 – 30 октября 2019 г.

г. Ульяновск

Резолюция

Организаторы первого всероссийского форума непедагогических работников – Министерство просвещения Российской Федерации, автономная некоммерческая организация по развитию социальной активности и социальных коммуникаций «Агентство социальных технологий и коммуникаций» при поддержке ФГБУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», ФГБУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр», ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», ООГДЮО «Российское движение школьников», ФГБОУ ВО
«Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова».
Участники первого всероссийского форума непедагогических работников – представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в сфере дополнительного образования детей, представители организаций дополнительного образования детей, представители образовательных организаций общего, профессионального и высшего образования, непедагогические работники системы дополнительного образования детей, представители общероссийских общественных и общественно-государственных организаций, представители СО НКО из 45 субъектов Российской Федерации.

Основная задача форума: привлечение непедагогических работников, в том числе молодых специалистов непедагогических специальностей, в систему дополнительного образования детей через формирование системы дистанционного профессионального обучения.

Участники первого всероссийского форума непедагогических работников, приняв участие в мероприятиях Форума отмечают, что развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации сегодня представляет собой переход данного вида образования в новое качественное состояние. Именно в этой сфере важнейшим условия успеха является привлечение профессионалов широкого профиля. Наряду с комплексными системными изменениями меняется спектр профилей и направлений дополнительного образования, который формируют запросы детей, родителей (законных представителей), представителей общественных объединений, сферы бизнеса - социальных партнёров организаций дополнительного образования детей. Новый импульс развития получила система организаций дополнительного образования, направленных на привлечение обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем, детей-инвалидов, одаренных школьников, детей мигрантов к систематическим занятиям физической культурой и спортом, музыкальной, художественно-эстетической, естественно-научной и технической деятельностью.
Потенциал сферы дополнительного образования детей становится предметом исследований и привлекает внимание политиков. В ряде стран мира разрабатываются и реализуются национальные программы развития внешкольного образования. Данные программы рассматриваются как важный элемент повышения общего качества образования и решения проблем социализации детей и молодежи.
Задачи использования потенциала сферы дополнительного образования в формировании навыков XXI века, поддержке одаренных детей, перекликаются с задачами Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Особенно отмечается значение сферы дополнительного образования для преодоления неравенства доступа к качественному образованию. В этом плане
вопросы развития сферы образования непосредственно относятся к сфере политики государства в области защиты прав и интересов детей, что связывает Программу с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2017 – 2022 гг.
Есть основания говорить о растущей конкуренции в «освоении» ресурсов сферы дополнительного образования детей. Сфера дополнительного образования является сегодня одним из наиболее активно развивающихся рынков «новой экономики» с растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора.
В условиях глобализации все более актуальным становится вопрос о конкуренции государства, корпораций, общественных институтов за инструменты влияния на сознание и идентичность детей и молодежи. В этом аспекте вопросы развития дополнительного образования детей соотносятся с вопросами обеспечения национальных интересов и национальной безопасности Российской Федерации.
Дополнительное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности, что позволяет рассматривать ее как одну из приоритетных сфер инновационного развития России и рассматривать в контексте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Участники форума предлагают провести работу, направленную на дальнейшее расширение возможностей привлечения непедагогических кадров в систему дополнительного образования детей с учетом интересов различных целевых аудиторий:
рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации:
-рассмотреть создание комплекса мер по повышению социального статуса непедагогических работников системы дополнительного образования детей;
-провести информационную компанию по привлечению непедагогических работников в систему дополнительного образования детей;
- создать условия для выработки единой системы подготовки базисного модуля педагогической направленности для непедагогических работников, размещенном в свободном доступе;
- разработать методические рекомендации по участию непедагогических работников в системе дополнительного образования детей;
- определить формы работы непедагогических работников в системе дополнительного образования и требования для каждой из форм;
- создать региональные реестры организаций, оказывающих услуги дополнительного образования детей на территории субъектов РФ;
- продолжить работу по разработке и внедрению единых программ профессиональной переподготовки непедагогических кадров системы дополнительного образования детей;
- провести мониторинг родительских предпочтений по уровню квалификации специалистов системы дополнительного образования детей;
- поддержать инициативу проведения специальных мероприятий для непедагогических работников на постоянной основе с целью максимального их участия в развитии системы и популяризации возможностей дополнительного образования детей;
- оптимизировать перечень необходимых для работы документов в системе «Навигатор»;
- привести в соответствие с современными требованиями нормативно-правовую базу, определяющую привлечение и организацию труда непедагогических работников в системе дополнительного образования.
Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты населения Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации:
- с целью сохранения высококвалифицированных кадров в субъектах Российской Федерации провести работу по обеспечению финансового равенства регионов при оплате труда специалистов системы дополнительного образования.