Языки народов России: инновации и позитивные тенденции

В 2021 году в рамках проекта Минпросвещения России «Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» провела 20 семинаров-совещаний в Северо-Кавказском, Южном и Приволжском федеральных округах.
В ходе дискуссий был выявлен ряд позитивных тенденций в организации преподавания родных языков. В большинстве регионов организована работа постоянно действующих научно-методических семинаров, педагогических мастерских, мастер-классы для педагогов, региональные инновационные площадки.
Следует отметить инновационные проекты и программы продвижения родных языков в сеть Интернет, особо активно развивающиеся в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Кабардино-Балкарской Республике, проект «Аудиокниги на родных языках» в Дагестане. Интересен опыт проведения языковых лагерей удмуртского языка «Яратоно Удмурт Кыл» («Любимый удмуртский язык»), проекта «Песни Победы на языках Северного Кавказа» Ставропольским государственным педагогическим институтом.
Признанным на российском и международном уровне является опыт полилингвальной модели поликультурного языкового образования, реализуемый в Республике Северная Осетия-Алания под научным руководством Кафедры ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного педагогического института (зав. кафедрой проф. Т. Т. Камболов).
В регионах проведения семинаров-совещаний 2021 года значительную роль играет лигво-культурологическая составляющая, изучение традиций и обычаев адыгского, чувашского, марийского, кабардинского, черкесского, калмыцкого и других народов на уроках родного языка и родной литературы, обращение к эпосу, устному народному творчеству, истории семьи и рода. Примером такой работы является линия учебных пособий по школьному учебному курсу «История и культура народов Марий Эл», разработанная и внедрённая во всех параллелях среднего звена Республики Марий Эл.
В ряде регионов функционируют специально созданные для методической поддержки преподавания языков народов Российской Федерации научно-педагогические организации,
В отдельных регионах имеет место активная и плодотворная работа общественных организаций, таких, как Международный союз общественных объединений «Всемирный курултай (конгресс) башкир», Международная Черкесская Ассоциация, Фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид», Межрегиональная общественная организация мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, Международный союз сказкотерапевтов.
Наиболее комплексно и системно организована работа по преподаванию языков народов Российской Федерации в Республике Татарстан, где реализуются три государственные программы.
Интересен опыт в части работы с родными языками со взрослыми. Так, в Республике Калмыкия используется «Учебник калмыцкого языка для взрослых, не владеющих калмыцким языком», в Татарстане - информационная образовательная система дистанционного обучения татарскому языку «Ана теле».
Проект «Проведение серии семинаров-совещаний «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» будет продолжен в 2022 году – в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.
Итоговая резолюция, сборник статей и другие материалы размещены на сайте Национальной родительской ассоциации nra-russia.ru