В рамках проекта «Патриотика: контент+» обсудим актуальность исследований прошлого своей семьи для воспитания ребёнка, формирования в нём патриотических чувств, любви к малой и большой Родине.
Родительское просвещение является одним из наиболее востребованных и активно развивающихся направлений современного образования. Актуальность просвещения родителей обусловлена и особенностями восприятия информации, способов передачи опыта воспитания в современных условиях, и требованиями стратегических государственных документов к повышению роли семьи в воспитании и образовании детей. Развиваются различные формы, программы и центры родительского просвещения. Однако, их развитие имеет ряд очевидных «перекосов»: развиваются и широко представлены программы психолого-педагогического содержания, ориентированные на родителей, воспитывающих детей-дошкольников. Крайне незначительное развитие пока имеют такие направления, как работа с родителями подростков, в том числе по профориентации, тематика правового, экономического просвещения родителей. Недостаточно развита и сформирована тематика, адресованная родителям, по вопросам методики подготовки и написания с участием детей работ, посвящённых истории семьи и рода.
Актуальность исследований прошлого своей семьи для воспитания ребёнка, формирования в нём патриотических чувств, любви к малой и большой Родине, семейным ценностям очевидна. При этом на современном этапе существует несколько сложных моментов, которые не дают возможности признать имеющийся методический арсенал полным и качественным.
Во-первых, подавляющее большинство профессиональных генеалогических исследований посвящено изучению истории конкретных династий и родов, а не разработке рекомендаций для развития «народной генеалогии».
Во-вторых, среди проектов и программ родительского просвещения тема истории семьи представлена незначительно.
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Фундаментальной основой такой любви является знание истории истории своей семьи.
Интерес общества к самостоятельному изучению прошлого своей семьи растёт год от года. Так, исследование общественного мнения родителей, проведённое в 2017 году
Национальной родительской ассоциацией среди 1200 респондентов из 35 регионов России, показало, что интерес к методике написания истории своей семьи занимает второе место после психологических знаний в иерархии тематических потребностей родителей. Данную потребность как ключевую отметили 38 % опрошенных. В опросе 2019 года такую потребность отметили 46% родителей. Другим примером растущего интереса является статистика участников Всероссийского конкурса школьных генеалогических исследований «Моя родословная». В 2014 году в конкурсе приняли участие 285 участников из 36 реги-онов, в 2015 году–334 участника из 49 регионов, в 2016 году– 599 участников из 56 регионов, в 2017 году - 748 участников из 58 регионов, в 2018 году – 786 участников из 62 регионов.
На сегодня актуальным является проведение анализа имеющихся в открытом доступе справочных, информационно-методических материалов, научно-популярных материалов по истории семьи и рода, адресованных широкой аудитории с целью актуализации, обобщения и использования в учебно-воспитательной работе образовательных организаций.
Не менее значимо выявление и продвижение наиболее удачных примеров семейного и педагогического творчества, посвящённого истории семьи.
Важно включение элементов генеалогии и других вспомогательных исторических дисциплин в учебно-воспитательный процесс. Значимой в перспективе является разработка справочных материалов и методических пособий, а также информационно-графических материалов, содержащих в себе информацию и рекомендации по организации работы как родителей, так и педагогических работников с семьёй по вопросам генеалогических исследований различной степени сложности.
Для справки:
Организатор проекта «Патриотика: контент+» - Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) и Автономной некоммерческой организации по развитию социальной активности и социальных коммуникаций «Агентство социальных технологий и коммуникаций» (АНО АСТИК).