В рамках проекта «Патриотика: контент+», реализуемого Национальной родительской ассоциацией, представляем вашему вниманию статью об распределении родительского времени.

Время – категория относительная, ориентированная на человека и человеком наполняемая. Если человек не распоряжается временем сам, то его временем, а значит и им самим распоряжаются другие. Лишение человека времени отнимает у него главное, что есть в жизни каждого – свободу.
Многие родители постоянно жалуются на отсутствие времени. При этом, как показывает опыт человечества, дефицит времени всегда сопутствовал человеку. Американский мыслитель Джексон Браун писал: «Не говорите о том, что у вас нет времени. Времени у вас ровно столько же, сколько его было у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Томаса Джефферсона, Пастера, Хелен Келлер, Альберта Эйнштейна!».
В рамках организации дистанционной информационно-просветительской работы с родителями рекомендуется обсуждать, в чём суть катастрофы временного дефицита? На что именно и кому не хватает времени? Важно обратить внимание на скоротечность и мимолётность времени, отмечаемую всеми исследователями и мудрецами всех времён. С древних времён известно, что прошедшее – прошло, будущего ещё нет, а настоящее улетает безвозвратно. Народная мудрость обращает наше внимание: «Часы идут, дни бегут, годы летят». Образное выражение, что мы живём, как во сне, касается всех людей. Если спросить человека в любом возрасте – в 10, в 50, в 70 лет, как проходит жизнь, то любой ответит «Как сон, мгновением ока», как пролетели эти года, так и пролетят будущие…
В рамках просветительской работы с родителями необходимо впрямую подойти к тематике смысла жизни, привести и обсудить известную притчу о наполненном сосуде, говоря о важности наполнения жизни, жизненного времени приоритетами разного уровня и масштаба. Примеры – разное «по скорости» время в разные возрастные периоды, разное по насыщенности время политика или пенсионера… Время, его восприятие непосредственно связано с каждым человеком, человечеством в целом, а главное его восприятием смысла жизни. Ведь не случайно достижение блаженной вечности – один из ориентиров и целей жизни христианина.
Говоря о возможностях и необходимости самостоятельно моделировать своё время, в том числе и «родительское время», важно привести сравнение жизненного времени с водой. Человек хочет пожить дольше, продлить жизнь любой ценой. Это сравнимо с жаждой. Человек просит воды. Но как только получает ведро этой воды, не только пьёт её, но и расплескивает совершенно безответственно.
Рекомендуется вспомнить и обсудить с родительской аудиторией высказывания мудрецов разных времён (от древности до современности) о необходимости рационально и содержательно относиться ко времени. Ниже приведены некоторые цитаты для обсуждения.
Святой Дорофей (505-565 гг.): «Крадем мы время сами у себя ничего не деланием, пустословием, любопытством, бесцельным мечтанием, многим сном. Сообразите, сколько бы мы сделали добра, если бы не проводили время бесполезно… Самое дорогое в жизни человека – это время. Можно потерять золото, серебро и иные дорогие ценности, но их можно найти, а потерянное время никогда не вернешь».
Спиноза (1632–1677 гг.): «Самая важная вещь в этой жизни – это помогать побеждать. Даже если это означает, что нужно замедлить или изменить собственную гонку».
Н. А. Островский (1904-1936 гг.) «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Архимандрит Иоанн Крестьянкин (1910 –2006 гг.): «Мы давно смешали все дни, Господи, мы с головой ушли в житейскую суету, никак не можем оторваться от снедающих наше время и силы забот и домашних работ. Нам всё некогда, ни на что не хватает времени, и особенно на молитву и добрые дела… Вырвите свою душу хоть на один день в неделю из этой бешеной гонки дел. Отдайте «день седьмый» Господу по заповеди Его! И вы сами убедитесь, насколько упорядочится ваша жизнь. Господь пошлёт благословение на ваши труды, на вашу семью, на ваши дома, на всю вашу земную деятельность»
Эстер Селсдон: «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени».
Важным этапом занятий, посвящённых приоритетам «родительского времени» должны стать размышления. Вырваться из условий жизни, диктуемых временем, крайне затруднительно. Обманчивое впечатление безграничности возможностей, в том числе временных. Возможности есть. Необходимость отбора, выбора и использования. Тема выбора неразрывно связана с нравственными основами, ориентирами и духовным состоянием родителя.
Важной составляющей в тематике, посвящённой родительскому времени, должна стать эмоциональная составляющая. Рекомендуется выработать такие призывы-тезисы совместно с родителями, на соответствующих мероприятиях. Приведём пример из практики работы Академии родительского образования (Пермский край), подготовленный в рамках краевой акции «Проснись, родительское сердце!»
«Нам, взрослым, всё время некогда! Некогда сказать доброе слово ребёнку, обнять его, поцеловать на сон грядущий. У нас – работа, работа, работа! И растут наши дети, как в поле трава. Жизнь их только начинается, а они не хотят жить… потому что не чувствуют себя любимыми, значимыми, нужными в нашей с вами жизни. Можно винить государство, школу, рыночную систему, но дело прежде всего в нас, родители! Нам всё время кажется, что мы ещё успеем … А дети растут так быстро. Первая улыбка, первое слово, первый шаг. Вот уже и школа. Но и там ребёнок зачастую одинок – учителю тоже некогда, некогда…»
Важно в результате проведения дискуссий необходимо предложить вариант решений проблемы родительского времени. Например, разработать призыв к неравнодушным родителям:
- Будь честным! Не скрывай за ложной занятостью свою некомпетентность и нежелание общаться с ребёнком.
- Будь дисциплинированным! Помни, что важнейшим в общении с детьми является ритмы, традиции, ритуалы и режим
- Будь разумным! Умей останавливаться и планировать своё время, исходя из приоритетов!
- Будь понимающим! Внимание ребёнку нужно здесь и сейчас, а не когда-то потом, когда ты освободишься.
- Помни главное! Душевное тепло не заменимо! Нельзя откупиться от общения и душевного тепла никакими материальными благами и внешним комфортом.
Для справки:
Организатор проекта «Патриотика: контент+» - Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) и Автономной некоммерческой организации по развитию социальной активности и социальных коммуникаций «Агентство социальных технологий и коммуникаций» (АНО АСТИК).