В рамках проекта «Патриотика: контент+», реализуемого Национальной родительской ассоциацией, представляем вашему вниманию материал

о формировании патриотизма у детей

Важнейшей основой формирования патриотизма является привитие ребёнку чувства любви. Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Важно, чтобы каждый родительский дом стал родным домом для взрослых и детей. Прежде чем говорить о любви со взрослыми или детьми, очень важно, чтобы каждый из педагогов в суете своих буден для себя сам честно себе ответил, что значит любить? Любить свою семью, любить своих детей, любить своего мужа.

В основе семьи лежит любовь. Любовь многогранная, любовь многоликая. Любовь мужчины и женщины. Любовь родителей и детей. То есть любовь... Но ведь любовь почему, мы говорим любовь «многоликая»? Любовь она не только восхищение, не только какое-то преклонение, любовь – это и ответственность, любовь – это и сострадание, любовь – это и сопереживание, и горечь за какие-то просчеты и ошибки любимого человека. Фундаментом любой семьи является любовь. В том доме, где живет любовь, даже если это семья неполная, в силу каких-то обстоятельств нет одного из родителей, все равно основой является любовь.

Зная состояние вопросов вот детского и семейного благополучия, или неблагополучия, мы хорошо понимаем, что далеко не каждая семья является школой любви. Когда мы начинаем говорить со взрослой или с детской аудиторией о любви, надо как-то об этом помнить и не претендовать на истину в последней инстанции.

Важно с родителями артикулировать ценностные понятия и определения. Например, такое определение любви: «Если я люблю, то я восхищаюсь, любуюсь, горжусь, волнуюсь, переживаю, забочусь, жертвую, благодарю, творю, огорчаюсь, разочаровываюсь, порой гневаюсь, понимаю, прощаю и снова… восхищаюсь, любуюсь, горжусь. Потому что именно так, по-другому просто быть не может, если любишь».

Особенность любви состоит в том, что о ней нужно постоянно напоминать, фиксировать и констатировать. Часто мы говорим: «Да я ж его люблю. Как может быть по-другому?» Есть

яркое сравнение по этому поводу: «Земля – круглая. В этом ни у кого нет сомнений. Но вот стоим здесь. На этом месте, и не очень заметно!»

Мы часто говорим: «Спрашивайте у детей совета». А они советуют: «Ребенка нужно обнимать почаще, показывать, что его любят, тогда он вырастит заботливым, ласковым и сам научиться любить».

Для справки:

Организатор проекта «Патриотика: контент+» - Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) и Автономной некоммерческой организации по развитию социальной активности и социальных коммуникаций «Агентство социальных технологий и коммуникаций» (АНО АСТИК).