В рамках проекта «Патриотика: контент+», реализуемого Национальной родительской ассоциацией, поговорим о детском одиночестве.
Прежде всего, в основе детского одиночества лежит общее одиночество человека в современном мире. Наше время наполнено противоречиями и парадоксами, причина которых – благие намерения, на фоне ослабевающей нравственности. Современное общество столкнулось с неизвестными доселе проблемами.
Каковы причины детского одиночества?
Причина первая – общее снижение ценности человеческой жизни. Прогресс, безграничные возможности медицины, развитие биотехнологий, информатизация разрушают ценностное отношение к жизни. Казалось бы, все достижения задуманы во благо. Но их реализация показывает, что благо соседствует с высокой степени опасными моментами! Лёгкость избавления от болезни снижает степень защиты от этой болезни! Вера в безграничные возможности медицины, порождает самонадеянность. А о возможных катастрофических последствиях открытий биоинженерии, без укрепления их нравственными принципами, и говорить не стоит! Не меньший урон восприятию жизни как высшей ценности наносит погружение в мир виртуальной реальности, где жизнь, как правило, не единственна, а значит не бесценна.
Разрушение восприятия жизни человека как высшей нравственной ценности порождает не только жестокость и разобщённость людей. Оно определяет антигуманные критерии работы органов власти, школ, медицинских и социальных организаций. Оно вводит наших детей в ложное восприятие эфемерности жизни. Даже убийство и самоубийство, воспринимаются легко. При этом совесть молчит, притуплённое нравственное начало не работает. Современному человеку свойственен крайний цинизм. Происходит десакрализация смерти, она становится банальным, заурядным фактом повседневности.
Причина вторая – результаты глобальной информатизации. Казалось бы, достижения в этой сфере – очевидное благо. Но так ли это? Погружение в виртуальную реальность порождает виртуальную ответственность. Повышение скорости обработки информации прямо пропорционально увеличению её объемов и трудозатрат. Неограниченные возможности получения информации размывают фундаментальное знание. Происходит подмена диалога как важнейшей формы самовыражения и самореализации человека. На фоне всеобщей информационной глобализации, которая, казалось бы, должна укреплять отношения между людьми, удивляет мозаичность общества,
реальная разобщённость людей. Этот парадокс объясним тем, что общение через Интернет, в сообществах – по сути своей, бегство от реальности. А значит, не меньшее зло, чем алкоголизм, наркомания и другие зависимости. Человек замыкается в интернет-сообществе или сам создаёт такое своё сообщество, где ему интересно, и где нет никакой ответственности, не предполагается никакой работы над собой. Ведь если станет некомфортно, можно просто отключить аккаунт, выйти из группы. Разрушение традиционных форм общения ведёт к разрушению традиционной человеческой духовности и нравственных основ.
Причина третья – негативные последствия прогресса. Автоматизация, роботизация являют собой не только основы прогресса, они приводят к дегуманизации важнейшей сферы – производственных отношений. Быстрое и простое решение повседневных экономических проблем разрушает долгосрочные инвестиции. В проектировании будущего преобладает «ближний горизонт развития», потребительство берёт верх над созиданием. Благодаря прогрессу, время «сжимается». Оно уже не совпадает со временем природы, мира и космоса. Произошла девальвация экзотики, товаров, образования. Доступно всё, что раньше было предметом борьбы «за хлеб насущный», а заодно и оправданием отсутствия времени для духовной работы над собой. Разрушено единство человека и природы, человек не хозяин природы, а полностью дистанцированный от неё субъект. Достижения прогресса делают человека всё более беззащитным. Беззащитным в своём одиночестве, ведь отпала объективная необходимость бороться за выживание сообща!
Причина четвёртая – крайний индивидуализм. Происходит повсеместная индивидуализация ценностей. Каждый живёт в своей «соте», и ценности в этой «соте» у каждого свои. Общих ценностей, а значит и авторитетов, становится всё меньше. Семья – изначально индивидуальная ценность, под влиянием «мозаичности» и разобщённости современного мира теряет общие черты и ценностные ориентиры. Ценность семьи у каждого своя, и соответственно у всех она разная. На этом фоне крайне затруднительно говорить об ощущении принадлежности людей к одному поколению, да и о национальной идентичности. В глобальном смысле разрушение традиционного семейного образа жизни порождает опасность античеловеческих форм социализации.
Причина пятая – размывание нравственных основ человеческой жизни. В современном мире разрушаются нравственные ориентиры, ценности любви, добра, справедливости, искренности, правды, ответственности и уважения к своей и чужой свободе.
Без нравственных ориентиров невозможно развитие человечества. Именно они отличают человека от всех других живых существ. Если задуматься, все в жизни человека связано с нравственностью. И только она способна защитить нас от потенциальных угроз. Успех любого предприятия, любого экономического проекта, – в нравственном отношении к делу и коллегам. Успех обучения, лечения, творчества, спорта и вообще всего, чем занимается человек, – в нравственности! Любое человеческое дело, не опирающееся на нравственные основы, приводит к античеловеческим последствиям.
Степень разрушения нравственных основ и идеалов не может быть бесконечной. Нивелированная система ценностей не может долго оставаться таковой. Природа и мир иерархичны. Если не вернуть на главное место общественного развития духовный рост и нравственное совершенствование человека, очень скоро может выстроиться другая, очень опасная для человечества система иерархии. Все великие катастрофы в истории, по мнению философа И. Ильина, начинались с крушения нравственных основ. Духовность и нравственность – единственные и естественные основы выживания человека в условиях современности. Без опоры на них будущего у всего человечества нет!
Причина шестая – родительское безразличие. Важнейшим последствием негативных процессов, описанных выше, является невнимательное, а порой безразличное отношение родителей к собственным детям! Родители зачастую избегают общения с детьми. Истинной причиной этого является отнюдь не занятость, или бытовая неустроенность, или ещё что-то. Мы попросту не знаем, как и о чём и как говорить с детьми!!! Ведь наши дети не просто представители другого поколения. Глобальные процессы привели к тому, что они принципиально другие по сравнению с нами. А это обстоятельство требует от родителей особой работы над собой, изучения детского «языка», интересов. Но ведь наши дети прежде всего и наше продолжение, они хотят жить, любить, нуждаются в нашем тепле, заботе, ласке и любви. Когда ребёнок совсем маленький и требует к себе внимания, он кричит и плачет. И пока взрослые не подойдут и не среагируют, будет кричать. Повзрослевший ребёнок зачастую не плачет и не кричит. Он заставляет плакать и кричать тех, кто с ним рядом. Потому что так же требует внимания, которого нет.
Изменить ситуацию человек может, только изменив себя. Наша защита от негативного влияния глобальных процессов, успех в преодолении разобщённости между людьми, и непредсказуемых последствий детского одиночества, кроется в нас самих, а точнее в развитии нравственного отношения друг к другу, и к нашим детям. Ведь, если задуматься, сегодня для людей нет непреодолимой нужды в повседневной борьбе за пропитание, как это было в далёкой древности. А сравнительно недавнее прошлое,
например, годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, являют нам многочисленные примеры воспитания прекрасных людей в крайне экстремальных экономических условиях. Чем должно быть занято освободившееся от борьбы за физическое выживание время? Духовным ростом, повседневным укреплением духа!!!
Для справки:
Организатор проекта «Патриотика: контент+» - Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) и Автономной некоммерческой организации по развитию социальной активности и социальных коммуникаций «Агентство социальных технологий и коммуникаций» (АНО АСТИК).