В рамках проекта «Патриотика: контент+», реализуемого Национальной родительской ассоциацией, представляем вашему вниманию интересные технологии для работы с детьми и родителями по семейному воспитанию

Семейное воспитание – основа формирования патриотизма. Если помочь современному родителю самостоятельно решать вопросы воспитания, то он очень многое сможет сам, опираясь на сформированные в семье отношения между супругами, детьми и другими родственниками. Ниже приведены краткие описания технологий работы педагога с родителями, которые могут поспособствовать этому.

Технология подготовки и исполнения правил семейной жизни. Правила могут касаться самых разных сторон семейной жизни – от распределения ролей, функций и мест в иерархии до распорядка дня и позволения открыто выражать свои мысли и чувства. Правила показывают, что в семье можно делать, а что нет, что считается хорошим и плохим, то есть они представляют собой элемент семейной идеологии. Правила передаются в новую семью – правила ведения хозяйства, семейного бюджета, разрешения конфликтов. Правила возникают на разных стадиях жизненного цикла, нередко противоречат друг другу, и поэтому близкие постоянно должны о них договариваться. Бывает и так, что своим неконструктивным поведением члены семьи провоцируют установление правил, их не устраивающих.

Технология уроков семейной любви – технология формирования и корректировки родительской позиции и детей, и взрослых, развитие рефлексивных способностей, одна из срезовых диагностик и самодиагностик семейных отношений, способ формирования основ семейной культуры.

Портфолио семьи - современная форма работы с семьёй, механизм её развития и способ самодиагностики, помогает членам семьи переосмыслить самих себя, свои отношения друг с другом, определить приоритеты семейных ценностей, создать новые семейные традиции.

«Индивидуальная книга Доброты» – основа для индивидуальной работы со школьником, способ организовать процесс самовоспитания и самоопределения ребёнка, механизм развития его рефлексивных способностей и возможность для формирования самоуважения, чувства собственного достоинства.

«Книга добрых слов» - история жизни школы (класса) в добрых словах; форма личностной и социальной рефлексии детей, родителей, учителей; способ воспитания

благодарного, внимательного и заботливого человека, форма налаживания отношений внутри «школьного треугольника».

Родительские чтения - форма родительского образования, направленная на самовоспитание мам и пап, на развитие семейных отношений, повышения уровня семейной культуры.

Толковый словарь (девочки-девушки-женщины; мальчика-юноши-мужчины; порядочного человека, семейного счастья и др.) - форма работы с детьми и родителями, процесс согласования семейных и общечеловеческих ценностей, механизм формирования позитивного образа семьи, семьянина, гражданина и т.д.

Карта развития семьи - современная форма индивидуальной работы с семьей, организованный процесс самодиагностики и развития семьи, возможность узнать себя, своего партнера, скорректировать своё представление о семье и семейных ценностях.

Письма (к любимым, к детям, к себе и др.) — технология отлаживания отношений с самим собой и с окружающими людьми, форма самоанализа и самопрограммирования, своеобразный тренинг сердца на доброту и милосердие, способ узнать друг друга, путь дорога к сердцу дорогих и значимых людей.

Работа с ситуациями — технология самокорректировки родительской позиции, способ формирования общественного мнения что такое «хорошо» и что такое «плохо» в жизни человека, семьи, общества, возможность найти выход из конкретной конфликтной ситуации и решение семейной проблемы.

Родовая книга (книга летописи рода) — форма изучения себя, истории своей семьи, своего рода, способ возрождения самоуважения, чувства собственного достоинства; условие воспитания истинного семьянина и гражданина своей страны.

Заповеди, правила, кодексы — технология разработки «писанных» и «неписанных» правил организации жизнедеятельности человека, семьи, сообщества; процесс согласования ценностных смыслов в коллективе детей и родителей; определение норм и правил порядочного человека, семьянина, настоящего мужчины, истиной женщины и т.д.

Технология «словесный портрет». Рекомендуется использовать, например, дневники Александры Федоровны Романовой – это кладезь мудрости, это действительно так. Жена – она душа семьи. И вот по этим материалам Александры Федоровны Романовой мы с детьми

и со взрослыми мы составляем словесный портрет вот этой жены. По этим дневникам, можно писать и делать и портрет своей будущей семьи. Какой она может быть?

Технология «Написание письма». Письмо - это действенный путь от сердца к сердцу. Например, проведение перед 23 февраля акции «Открытое письмо папам», в форме фронтовых треугольников. Технология письма помогает узнать друг друга. Что касается детско-родительских отношений, то предлагается это сделать так: дети сначала напишут и листочки подписывают. А потом приходят через день, на другой собираются родители и то же самое пишут родители про своего ребенка, что и кого он любит, что и кого не любит.

Интересна технология родительских наказов. Родители сами себе делают наказ, делают наказ непосредственно подрастающим детям. Возможно это сделать и старшеклассникам. Разговор на эту тему сделать, при подготовке к которому каждый пишет сам или нарабатывают микрогруппы, а потом согласовывают и оговаривают эти вещи. Выводы делают очень хорошие.

Важнейшим тематическим приёмом в проведении информационно-просветительной работы с родителями является приведение примеров из жизни, истории и литературы. Мы помним пример Джульетты, которой было 13 лет. И их роман с 15-летним Ромео. С другой стороны – великий Гёте, который в 74 года сделал предложение 19-летней девушке. И это была действительно яркая любовь. Пример первой, ранней, но запоминающейся на всю жизнь любви находим у М. Ю. Лермонтова, когда он встретил Вареньку Лопухину. Удивителен пример жен декабристов, которые имея всё, и имея полную возможность никуда не ехать, ни в какую ссылку в Сибирь, за своими мужьями они это делали.

Не меньшее значение для подготовки тематических мероприятий с родителями по укреплению родительских компетенций играют яркие примеры из биографий великих людей. Например, вопрос известного французского врача Жерома Лежена «Что бы вы предприняли в данном случае? Один ребёнок родился слепым, другой -глухим, третий болеет туберкулёзом. Сама мать тоже больна туберкулёзом, и она снова беременна…» У всех слушающих один ответ: «Аборт!». Продолжая высказывание врача говорим: «ребёнком, который родился от данной беременности, был Людвиг ван Бетховен».

Для просвещения родителей важны примеры супружеского, семейного долгожительства, долгожительства в браке. Например, судьба Маршала Советского Союза Сергея Соколова. Он 78 лет только прослужил в армии, а умер в 101 год. За плечами боевого командира были и Великая Отечественная война., и события 1939-го года на озере Хасан, реке Халкин-Гол, и Афганистан, и руководство Министерством обороны огромной страны!

Н мало кто знает, что его супруга – Мария Соколова была его действительно боевой подругой. Они прожили вместе 69 лет в браке. И когда 91-летняя супруга в августе 2012 года умерла, на 92-м году жизни, боевой Маршал, проживший больше века, через три дня тоже скончался. Они вместе похоронены на Новодевичьем кладбище столицы…

Из примеров долгожительства в браке можно привести информацию, что самым долгим из известных является брак жителей Северной Каролины Герберта и Зельмиры Фишер. По состоянию на 2010 год, когда о них стало известно журналистам, они состояли в браке 86 лет. На тот Зельмире было 102 года, а Герберту 105 лет. Она рассказывала журналистам, что Герберт был единственным мужчиной в ее жизни.

Важно приводить примеры и выводы по итогам научных исследований, касающихся семьи. Например, «Установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескриптов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности, в том числе и с негативным отношением к нормам права».

В рамках дистанционной информационно-просветительной работы с родителями важно инициировать коллективные творческие дела, реализуемые совместно с детьми. Например, когда дети вместе с родителями готовят передвижную выставку, где они рассказывают о своей семье какие-то интересные факты, представляют предметы из быта прошлого. Важно обеспечить мобильность презентации, которую можно показывать в других классах, в музеях, детских садах. Дети собирают интересные факты и материалы о своей семье.

Рекомендуется включать в тематику детско-родительского творчества вопросы истории и значения малой Родины, когда дети и родители вместе готовят и рассказывают информацию о своем крае. Не менее эффективным является изучение семейных традиций у разных народов.

Интересные интерактивные формы просвещения – это постановка совместных спектаклей, например, по повести о Петре и Февронии, где дети обыгрывают события из жизни святых покровителей семьи и брака в спектакле, в виде действия.

Для справки:

Организатор проекта «Патриотика: контент+» - Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и

защиты семейных ценностей» при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) и Автономной некоммерческой организации по развитию социальной активности и социальных коммуникаций «Агентство социальных технологий и коммуникаций» (АНО АСТИК).